В три года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «Я САМ».Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса 3-х лет.
Основные проявления кризиса:
-НЕГАТИВИЗМ. Ребенок категорически отказывается делать то, что ему говорят, или делает все наоборот;
-УПРЯМСТО И СТРОПТИВОСТЬ. Ребенок категорично настаивает на чем-то. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.
- СВОЕВОЛИЕ. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности, к которой часто еще не готов.
-ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.
-ПРОТЕСТ-БУНТ и ДЕСПОТИЗМ. Проявляются в частых ссорах с родителями: ребенок стремится диктовать всем свою волю.
Что делать родителям?
Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости – он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков. Хотя, взаимоотношения, которые ребенок устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.
Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами, могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.
В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он идентифицирует себя с представителями своего пола по ряду признаков (одежда, прическа, предпочтение в играх, игрушках и т.д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей.
К концу четвертого года жизни ребенок овладевает культурой поведения во время еды за столом и умывания.
В этот период высока потребность ребенка в движении.
В этом возрасте ребенок знаком с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый) и формами (круг, квадрат, прямоугольник).
В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. Сюжеты игры простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками, является речь. Ребенок согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени; высказывается в двух-трех предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения.
Мышление ребенка 3-4 лет по-прежнему остается наглядно-действенным. В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
Советы взрослому: как не надо себя вести
-Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
-Не надо говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет".
-Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.
Советы взрослому: как полюбить своего ребёнка
-умейте слушать своего ребёнка всегда и везде, не перебивая и не отмахиваясь от него проявляя терпение и такт.
-умейте говорить, проявляя мягкость и уважительность, исключая назидательность грубость и хамство.
-наказывайте не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка вселяя надежду на исправление.
-достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для подражания.
-признавайте свои ошибки, просите прощение за неправильные действия и поступки, будьте справедливым в оценке себя и других.